ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 33RS0008-01-2022-002534-74 |
Дата поступления | 24.03.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Денисова Екатерина Викторовна |
Дата рассмотрения | 27.05.2025 |
Результат рассмотрения | ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Гусь-Хрустальный городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-86/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Соловьева Екатерина Александровна |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 25.03.2025 | 13:09 | 25.03.2025 | ||||||
Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции | 26.03.2025 | 10:00 | рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания | 28.05.2025 | |||||
Судебное заседание | 22.04.2025 | 14:00 | 7 | Отложено | в связи с прочими основаниями | 27.03.2025 | |||
Судебное заседание | 27.05.2025 | 15:00 | 7 | Вынесено решение | ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 23.04.2025 | |||
Составлено мотивированное апелляционное определение в окончательной форме | 09.06.2025 | 12:32 | 16.06.2025 | ||||||
Отправка копии определения суда апелляционной инстанции лицу, участвующему в деле | 10.06.2025 | 12:36 | 16.06.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 10.06.2025 | 12:36 | 16.06.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 16.06.2025 | 12:36 | 16.06.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области | 3304003792 | 1033300205784 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Благотворительный фонд Спасти может каждый | 3327146652 | 332701001 | 1203300009373 | |||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ГБУ Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных | 3328027496 | 332801001 | 1223300000021 | |||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ГБУ Центр ветеринарии Владимирской области | 1053301611175 | |||||||
ИСТЕЦ | Гусь-Хрустальная межрайонная прокуратура Владимирской области | 3327102172 | 332701001 | 1033301807439 | |||||
ПРОКУРОР | Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Инспекция ветеринарии и государственного надзора в области обращения с животными Владимирской области | 3328101781 | 1033302007848 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области | 3329013633 | 3329011001 | 1023303357472 | |||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство финансов Владимирской области | 3328101767 | |||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | МКУ Служба Единого Заказчика (исключен) | ||||||||
ОТВЕТЧИК | МКУ Служба единого заказчика (исключили) | 3304018534 | |||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | МУП Спецпредприятие г.Гусь-Хрустальный | ||||||||
ОТВЕТЧИК | МУП Спецпредприятие г.Гусь-Хрустальный(исключен) | 3304011560 | 1043300201515 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Финансовое управление администрации МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области |
Дело №33-1525/2025 Докладчик Денисова Е.В.
(I инстанция №2-86/2024) Судья Соловьева Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Рогожина С.В.
судей Денисовой Е.В., Прокофьевой Е.В.
при секретаре Шушкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 27 мая 2025 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 27 февраля 2024 года, которым постановлено:
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области обеспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства функционирование приюта для животных без владельцев, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1, а именно в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, разместить на дверях помещений производственного, складского назначения, наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», провести огнезащитную обработку деревянных конструкций, установить в приюте системы автоматической пожарной сигнализации, устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности, на путях эвакуации.
В удовлетворении исковых требований Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области о возложении обязанности организовать осуществление ветеринарных мероприятий содержащимся в приюте животным в ветеринарном пункте, обеспеченном необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, а также необходимым оборудованием для проведения хирургических операций отказать.
В удовлетворении иска Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Инспекции государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарии Владимирской области отказать.
Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения прокурора Медведевой А.А., представителей Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - Сопронюк А.В., Инспекции государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарии Владимирской области - Зыковой А.В., ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» - Васильевой Е.В., администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области - Сурдяевой Ю.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области, МУП «Спецпредприятие», Департаменту ветеринарии Владимирской области (после переименования - Инспекции государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарии Владимирской области, далее– Госветинспекция Владимирской области) об обеспечении требований действующего законодательства по функционированию приюта для животных без владельцев, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1.
В обоснование иска указано, что в 2011 году во исполнение вступившего в законную силу решения Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 16.03.2009 по делу №2-424/2009 в МО г.Гусь-Хрустальный фактически создан приют для животных без владельцев, расположенный по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1. В феврале 2022 года Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой совместно с привлеченными специалистами Департамента ветеринарии Владимирской области проведена проверка соблюдения федерального и регионального законодательства в указанном приюте, в ходе которой установлены многочисленные нарушения Правил организации приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области, утвержденных постановление департамента ветеринарии администрации Владимирской области от 31.01.2020 №04. Также в ходе проверки, проведенной Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой совместно с инспектором ОНД и ПР по г. Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальному, Судогодскому районам, в приюте выявлен ряд нарушений Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, и Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По результатам проверочных мероприятий 10.02.2022 в адрес главы МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области прокурором внесено представление об организации функционирования приюта в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако выявленные в ходе проверки нарушения устранены не были.
Ссылаясь на положения ч.2 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.15 ч.1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.16 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокурор просил суд обязать администрацию МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области и МКУ «Служба единого заказчика» обеспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства функционирование приюта для животных без владельцев, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1, а именно: оборудовать в приюте зону для временного содержания животных, включающую манеж-приемную, карантинное отделение, изолятор, стационар; организовать осуществление ветеринарных мероприятий содержащимся в приюте животным в ветеринарном пункте, обеспеченном необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, а также необходимым оборудованием для проведения хирургических операций; установить дезинфекционный коврик на вход на территорию приюта, разместить при входе в приют на стенах правила поведения посетителей приютов для животных и волонтеров, а также приема гуманитарной помощи от посетителей приюта для животных; завести журнал движения животных в приюте по форме согласно приложению №1 к Порядку организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области, и внести в него сведения обо всех животных, находящихся в приюте; оформить на всех животных, содержащихся в приюте карточки учета животного без владельца по форме согласно приложению №2 к Порядку организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области, в которых отразить сведения о вакцинации, кастрации (стерилизации) животных; оформить акты о выбытии, животных по форме согласно приложению №4 к Порядку организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области; сформировать штат сотрудников приюта путем заключения трудовых договоров; устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения противопожарных норм (назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, разместить на дверях помещений производственного, складского назначения, наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», провести огнезащитную обработку деревянных конструкций, установить в приюте системы пожарной сигнализации, устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности, обозначающие, в том числе, пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения). Обязанность по финансированию указанных мероприятий просил возложить на Департамент ветеринарии Владимирской области (т.3 л.д.2-5, т.4 л.д.24-26,157-159,204-206).
Определением суда от 17.11.2022, произведена замена ненадлежащего ответчика МУП «Спецпредприятие» на надлежащего ответчика МКУ «Служба единого заказчика» г.Гусь-Хрустальный.
Определением суда от 26.01.2023 производство по делу в части исковых требований Гусь-Хрустального межрайонного прокурора к администрации МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области о возложении обязанности определить организационно-правовую или иную форму организации приюта для животных без владельцев прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части (т.5 л.д.70).
Решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 26.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 04.05.2023, исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворены частично, с возложением обязанностей по обеспечению требований действующего законодательства по функционированию приюта для животных без владельцев, на администрацию МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области (т.5 л.д.71-81,173-179).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 26.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 04.05.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.5 л.д.219-230).
В ходе нового рассмотрения данного дела определением суда от 18.01.2024 производство по делу в части исковых требований Гусь-Хрустального межрайонного прокурора к МКУ «Служба единого заказчика» прекращено в связи с отказом истца от исковых требований к данному ответчику (т.6 л.д.76).
Определением суда от 20.02.2024 производство по делу в части исковых требований Гусь-Хрустального межрайонного прокурора о возложении обязанности оборудовать в приюте зону для временного содержания животных, включающую манеж-приемную, карантинное отделение, изолятор, стационар; установить дезинфекционный коврик на вход на территорию приюта, разместить при входе в приют на стенах правила поведения посетителей приютов для животных и волонтеров, а также приема гуманитарной помощи от посетителей приюта для животных; внести в журнал движения животных в приюте по форме согласно приложению №1 к Порядку организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области, и внести в него сведения обо всех животных, находящихся в приюте; отразить сведения о кастрации (стерилизации) всех животных, содержащихся в приюте в карточках учета животного без владельца по форме согласно приложению №2 к Порядку организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области, прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части (т.7 л.д.1-2).
В судебном заседании представитель истца Сивцева И.А. уточненные исковые требования поддержала, просила суд возложить на администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области обязанность обеспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства функционирование приюта для животных без владельцев, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный ул.Курловская д.1, а именно: организовать осуществление ветеринарных мероприятий содержащимся в приюте животным в ветеринарном пункте, обеспеченном необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, а также необходимым оборудованием для проведения хирургических операций; устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения противопожарных норм: назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки обучения пожарной безопасности лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, разместить на дверях помещений производственного, складского назначения, наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», провести обработку огнезащитным составом деревянных элементов конструкции крыши, установить в приюте систему автоматической пожарной сигнализации, устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации.
Представители ответчика администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области, третьего лица финансового управления администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области - Сурдяева Ю.Н.. Лисова В.А. против удовлетворения исковых требований возражали. Полагали, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку создание муниципальных приютов является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления и зависит от бюджетной обеспеченности конкретного муниципального образования. МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области попадает под действие ст.136 БК РФ и соответственно не может воспользоваться правовой возможностью создания муниципальных приютов. Администрация как ссудополучатель не обязана обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности в здании, которое ей не принадлежит, а пропитка крыши огнезащитным составом возможна только в результате реконструкции, которую правомочен осуществлять только собственник здания.
Представитель ответчика Департамента ветеринарии Владимирской области (после переименования - Госветинспекция) - Зыкова А.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представители третьих лиц МУП «Спецпредприятие», Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области, ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных», Благотворительного фонда «Спасти может каждый», Министерства финансов Владимирской области, ГБУ «Центр ветеринарии Владимирской области» извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение (т.7 л.д.23-30).
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области просил решение суда отменить. Указывает, что администрация не является учреждением и организацией, осуществляющей деятельность по содержанию животных, поскольку в полномочиях, изложенных в ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данная деятельность отсутствует. Возложение на муниципальное образование обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается, что не учтено судом при вынесении решения. Выводы суда о том, что на территории МО Гусь-Хрустальный Владимирской области был создан муниципальный приют для животных без владельцев противоречат не только нормам действующего законодательства, но и документам, имеющимся в материалах дела. Ссылка суда на вступившее в законную силу решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 16.03.2009 по делу №2-424/2009 не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, с учетом нормативно-правового регулирования, изменившегося во Владимирской области с 2021 года. Полагала, что суд вышел за рамки заявленных требований, установив срок для исполнения судебного акта. Поскольку администрация не является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1, суд необоснованно возложил на нее обязанность по обеспечению наличия на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны как на собственника здания. Возлагая на администрацию обязанность по проведению огнезащитной обработки деревянных конструкций, суд не выяснил наличие в проектной документации проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, а также проводилось ли обследование по огнезащите деревянных конструкций данного здания, необходима ли замена деревянных конструкций с дальнейшей огнезащитной обработкой, что является реконструкцией здания, не выяснил когда проводилась проверка по огнезащите деревянных конструкций здания. При этом в п.3.2.9 договора по передаче в безвозмездное пользование государственного недвижимого имущества от 09.01.2024 №1БП указано на отсутствие у ссудополучателя права производить перепланировки и капитальный ремонт и реконструкцию принятого в безвозмездное пользование имущества без согласия ссудодателя и других уполномоченных органов. Устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления относится к капитальному ремонту согласно п.2 «Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов» приложения 9 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 (ВСН-58-88 (р)). Судом неправильно определен состав лиц, участвующих в деле, в качестве соответчика к участию в деле необходимо было привлечь Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области. При вынесении решения суд не разрешил вопрос о финансировании мероприятий (т.7 л.д.40-56).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 13.06.2024 решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 27.02.2024 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области - без удовлетворения (т.7 л.д.111-118).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 13.06.2024 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (т.7 л.д.225-231).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 06.11.2024 в порядке процессуального правопреемства произведена замена МУП «Спецпредприятие» г.Гусь-Хрустальный Владимирской области на МБУ «Спецпредприятие» (т.8 л.д.30-32).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 06.11.2024 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области и ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» (т.8 л.д.34-38).
Уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор просил: обязать администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области обеспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства функционирование приюта для животных без владельцев, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1, а именно: организовать осуществление ветеринарных мероприятий содержащимся в приюте животным в ветеринарном пункте, обеспеченном необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, а также необходимым оборудованием для проведения хирургических операций; назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки обучения пожарной безопасности лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, разместить на дверях помещений производственного, складского назначения, наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области, ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» обеспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства функционирование приюта для животных без владельцев, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1, а именно: провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций, установить в приюте систему автоматической пожарной сигнализации (т.8 л.д.95, 132-133).
В отзыве на иск ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области указало, что спорное имущество закреплено на праве оперативного управления за ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных», учредителем и собственником имущества ГБУ является Владимирская область, а функции и полномочия учредителя ГБУ осуществляет Инспекция ветеринарии и государственного надзора в области обращения с животными Владимирской области. Министерство финансовое обеспечение ГБУ не осуществляет, а потому денежные средства на содержание спорного здания, в том числе на обеспечение пожарной безопасности, предусмотреть не может. Также Министерство полагало, что действующим законодательством обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возложена на лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта защиты, а именно - на ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных». Ссылались на наличие соглашения от 28.12.2022 №1-МБТ/2022, по которому бюджету МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области предоставлен межбюджетный трансферт из областного бюджета в размере 16,8 млн. рублей на проведение ремонта и оснащение муниципального приюта, а также содержание находящихся в нем животных. Министерство полагало, что эксплуатацию здания и, соответственно, обязанность по обеспечению пожарной безопасности, несет администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области (т.8 л.д.49-53).
Ответчик администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области в отзыве просила отказать в удовлетворении иска. Указала, прокурором не указано, какие именно права неопределенного круга лиц предположительно нарушены ответчиками и защищаются путем инициирования настоящего гражданского производства, а также каким образом необходимо исполнять заявленные требований с учетом положений Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области, утвержденного Департаментом ветеринарии Владимирской области от 21.06.2021 №26. Ссылались на наличие в материалах дела документов, подтверждающих осуществление ветеринарных мероприятий, полагала, что обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности должны нести именно собственники помещения. Со ссылкой на ст.79.1 БК РФ указала на невозможность возложения обязанности осуществлять мероприятия в отношении объектов государственной собственности за счет местного бюджета. Обучение сотрудников мерам пожарной безопасности со стороны администрации невозможно в силу того, что сотрудники муниципального образования в спорном здании трудовую или служебную деятельность не осуществляют. Устройство систем электроснабжения относится к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 19.12.2024 (т.8 л.д.174-191) постановлено:
Решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 27.02.2024 отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения противопожарных норм путем осуществления следующих мероприятий: назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, провести огнезащитную обработку деревянных конструкций, установить в приюте системы автоматической пожарной сигнализации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц - отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2025 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 19.12.2024 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение во суд апелляционной инстанции в ином составе суда (т.9 л.д.72-89).
В ходе рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных ст.39 ГПК РФ, Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской облсатио беспечить в соответствии с требованиями действующего законодательства функционирование приюта для животных без владельцев, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Курловская, д.1, а именно: организовать осуществление ветеринарных мероприятий содержащимся в приюте животным в ветеринарном пункте, обеспеченном необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, а также необходимым оборудованием для проведения хирургических операций; назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки обучения пожарной безопасности лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, разместить на дверях помещений производственного, складского назначения, наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций, установить в приюте систему автоматической пожарной сигнализации (т.9 л.д.141-142,148-149).
При этом, в соответствии со ст.ст.39,173 ГПК РФ заявления об отказе от каких-либо требований к кому-либо из участвующих в деле ответчиков не поступало.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области в отзыве на иск указало, что полномочия собственника спорного здания ветстанции осуществляет ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных», а, следовательно, является лицом, которое осуществляет права владения, пользования (эксплуатации), распоряжения в отношении указанного имущества. Действующим законодательством обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возложена на лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта защиты. Работы по устранению нарушений противопожарных норм не относятся к капитальному ремонту. Полагало, что обязанность по проведению противопожарных мероприятий должна быть возложена на ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных». В настоящее время в отношении здания между ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» и администрацией г.Гусь-Хрустальный Владимирской области заключен договор о передаче в безвозмездное пользование здания ветстанции, в соответствии с которым администрация обязуется поддерживать принятое имущество в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Просило отказать в удовлетворении требований к Министерству (т.9 л.д.109-113).
Ответчик ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» в отзыве указало, что между ГБУ и администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области 14.02.2025 заключен договор о передаче безвозмездное пользование здания ветстанции для использования под приют для животных. Договор действует до 30.12.2025. Считает, что проведение противопожарных мероприятий должно быть возложено на администрацию, что предусмотрено условиями указанного договора (т.9 л.д.99-100).
В заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц финансового управления администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области, МБУ «Спецпредприятие», Министерства финансов Владимирской области, Благотворительного фонда «Спасти может каждый» (извещены посредством направления судебных извещений заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, т.9 л.д.87,112-116) не явились, сведений об уважительности неявки не сообщили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ без участия указанных лиц.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 19.12.2024, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в определении от 11.03.2025 указала, что, удовлетворяя требования прокурора, суд апелляционной инстанции не установил, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнило Министерство земельных и имущественных отношений Владимирской области, положение о котором не содержит полномочий и функций по исполнению обязательств государственных учреждений, связанных с содержанием закрепленного за ними имущества, в том числе осуществлением мер пожарной безопасности; не учел, что из бюджета Владимирской области на проведение ремонта в здании приюта предоставлен межбюджетный трансферт и в рамках контракта администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области частично были проведены мероприятия по огнезащитному покрытию деревянных поверхностей. При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо установить законного владельца здания ветстанции, дать оценку кем был получен межбюджетный трансферт, были ли заключен контракт на приведение здания в надлежащее состояние, кто являлся стороной (заказчиком) по данному договору.
Согласно ч.4 ст.390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В п.41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разъяснено, что в случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанций и направления дела на новое рассмотрение указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело. Осуществляя толкование норм материального права, кассационный суд общей юрисдикции указывает, в частности, какие обстоятельства с учетом характера спорного материального правоотношения имеют значение для дела, какой из сторон они должны доказываться, какие доказательства являются допустимыми.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ, заслушав объяснения лиц, участвующий в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 16.03.2009 на МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области в лице УГХ администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области возложена обязанность принять меры к созданию на территории муниципального образования приюта для безнадзорных животных в срок до 01.12.2010 (т.1 л.д.50-52).
Администрацией МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области на территории муниципального образования были осуществлены фактические действия по созданию приюта для животных без владельцев, который функционирует до настоящего времени.
Приют для животных без владельцев расположен в здании по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1. Земельный участок с кадастровым номером 33:25:000060:10 общей площадью 3 504 кв.м. и расположенное на нем здание по указанному адресу принадлежат Владимирской области в лице Министерства земельных и имущественных отношений Владимирской области и находятся в оперативном управлении ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» (т.4 л.д.77-78, 151-152).
В феврале 2022 года Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального и регионального законодательства в указанном приюте для животных без владельцев, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства, которые отражены в акте осмотра от 09.02.2022, справке главных специалистов Департамента ветеринарии по Владимирской области от 10.02.2022 (т.1 л.д.31-35).
В настоящее время деятельность в приюте ведет Благотворительный фонд «Спасти может каждый».
16.02.2024 Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой повторно проведена проверка действующего законодательства в приюте для животных без владельцев, о чем составлен акт (т.6 л.д.163-164). В ходе проверки установлены нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, отраженные в информации старшего инспектора ОНД и РП по г.Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустального и Судогодского районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Владимирской области от 19.02.2024 (т.6 л.д.165), а именно: отсутствует лицо, ответственное за пожарную безопасность, не определены порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа с лицами, осуществляющими деятельность в приюте, на дверях помещений отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класс зоны, не обеспечено проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций элементов крыши, здание не оборудовано системой пожарной сигнализации, установлены факты эксплуатации электропровода и кабелей с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия, не обеспечено наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.
21.04.2025 в здании приюта ОНД и ПР по г.Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальному и Судогодскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Владимирской области проведена проверка, по результатам которой установлено следующее: - в нарушение требований п.4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (далее - Правила), отсутствует приказ о назначении ответственного лица за обеспечение пожарной безопасности на объекте; - нарушение требований п.3 Правил не определен порядок и сроки обучения лиц мерами пожарной безопасности; - в нарушение требований п.12 Правил не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5,7,8 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте; - в нарушение требований п.13 Правил не обеспечено проведение обработки огнезащитным составом деревянных элементов конструкции крыши; - нарушение требований ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таблица 1 «СП 486.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требование пожарной безопасности», здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; - в нарушение пп.«а» п.35 Правил допускается эксплуатация электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействии; - в нарушение п.23 Правил не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.
Таким образом, выявленные ранее нарушения требований пожарной безопасности в здании приюта по состоянию на 21.04.2025 не устранены (т.9 л.д.71-72).
Соглашением от 28.12.2022 №1-МБТ/2022 в пользу бюджета МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области был представлен межбюджетный трансферт из областного бюджета на проведение мероприятий в сфере обращения с животными без владельцев. Общий объем бюджетных ассигнований трансферта составляет 168,0 тыс.руб. (п.2.1 соглашения). Результатом использования межбюджетного трансферта является отремонтированное и оснащенное помещение муниципального приюта (п.2.5 соглашения). Администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области обязуется обеспечивать достижение значений результатов предоставления межбюджетного трансферта, установленных п.2.5 настоящего соглашения (п.3.3.3 соглашения) (т.6 л.д.130, 133-138).
Из ответа администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области от 23.04.2023 Губернатору Владимирской области следует, что выделенные средства в сумме 16800000 руб. направляются на проведение ремонта и оснащение приюта (т.6 л.д.149).
В письме от 23.04.2023 в адрес Инспекции государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарии Владимирской области, администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области сообщила, что в 2023 году администрацией на содержание и ремонт приюта для животных без владельцев было выделено 168,9 тыс.руб. Исполнение плановых ассигнований составило в 2023 году 1583,3 тыс.руб., в том числе: - предоставление некоммерческой организации Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Спасти может каждый» субсидии на возмещение части затрат на осуществление деятельности по обращении с животными без владельцев в приюте в сумме 942,7 тыс.руб.; - ремонт системы отопления в помещении в сумме 530,9 тыс.руб.; установка газового котла в сумме 109,7 тыс.руб. Остаток ассигнований на 01.01.2024 составит 15216,7 тыс.руб. Остаток ассигнований на содержание приюта на содержание приюта для бездомных животных в 2024 году планируется направить на проведение следующих мероприятий: - заключение на 2024 год соглашения на возмещение части затрат на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев в приюте в сумме 2788,2 тыс.руб.; - ремонт системы канализации (ориентировочная стоимость работ согласно сметы на сумму 287,7 тыс.руб.; устройство металлического козырька на входе (ориентировочная стоимость работ согласно сметы на сумму 48,1 тыс.руб.); ремонт здания приюта (ориентировочная стоимость работ согласно сметы на сумму 8129,8 тыс.руб.; - ремонт кровли и перекрытий здания (ориентировочная стоимость работ согласно сметы на сумму 1623,8 тыс.руб.); - приобретение оборудования для функционирования приюта для животных без владельцев на сумму 2339,1 тыс.руб. (т.6 л.д.152).
Из указанных документов следует, что администрацией МО г.Гусь-Хрустальный на счет бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий в сфере обращения с животными без владельцев, были выполнены работы по ремонту здания, где располагается приют, которые не включали в себя мероприятия по устранению выявленных нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается результатами проведенной 21.04.2025 в здании приюта ОНД и ПР по г.Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальному и Судогодскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Владимирской области проверки.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, участвующими в деле лицами, в том числе администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области, не представлено. Факт наличия при эксплуатации здания ветстанции, где расположен приют, нарушений противопожарных норм, подтвержден материалами дела.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с требованиями Положения о федеральном государственном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, Свода правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», выявленные прокурором нарушения правил противопожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, носят режимно-эксплуатационный характер и должны устраняться лицом, которое владеет объектом на законном основании.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством РФ об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп.15 ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа относится к правам органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением.
С 01.01.2025 вступил в законную силу Закон Владимирской области от 06.12.2024 №141-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области отдельными государственными полномочиями Владимирской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Владимирской области» (далее - Закон Владимирской области от 06.12.2024 №141-ОЗ)
Согласно п.2 ст.1, ст.2 Закона Владимирской области от 06.12.2024 №141-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Владимирской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по организации на территории Владимирской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - отдельные государственные полномочия), в том числе по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч.7 ст.16 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В перечень муниципальных образований Владимирской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями, включен г.Гусь-Хрустальный Владимирской области.
В соответствии со ст.4 Закона Владимирской области от 06.12.2024 №141-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право: получать финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемой местному бюджету субвенции из областного бюджета; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (ч.1).
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны: 1) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом, федеральным законодательством и законодательством Владимирской области; 2) обеспечивать целевое и эффективное использование материальных ресурсов и финансовых средств, предоставленных на осуществление отдельных государственных полномочий; 3) исполнять письменные предписания органов государственной власти по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий; 4) предоставлять уполномоченному органу необходимые документы и информацию, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также с использованием выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств; 5) выполнять иные обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Владимирской области при осуществлении отдельных государственных полномочий (ч.2).
Согласно ст.11 Закона Владимирской области от 06.12.2024 №141-ОЗ органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области.
В соответствии со ст.140 БК РФ, Законом Владимирской области от 06.12.2024 №141-ОЗ, постановлением Правительства Владимирской области от 17.01.2025 №10 утвержден Порядок предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области на осуществление отдельных государственных полномочий Владимирской области по организации на территории Владимирской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее – Порядок).
Предоставление субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные мероприятия, и в соответствии с бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, доведенными до Инспекции ветеринарии и государственного надзора в области обращения с животными Владимирской области Министерством финансов Владимирской области (п.2 Порядка).
Таким образом, в настоящее время администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области наделена полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе по содержанию животных без владельцев в приютах для животных
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приют расположен в здании по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул. Курловская, д.1. Земельный участок с кадастровым номером 33:25:000060:10, общей площадью 3 504 кв.м и расположенное на нем здание по указанному адресу принадлежат Владимирской области и находятся в оперативном управлении ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» (т.4 л.д.77-78,151-152).
ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» осуществляет свою деятельность в соответствии с государственными заданиями, которые формируются и утверждаются Учредителем в лице Инспекции ветеринарии и государственного надзора в области обращения с животными Владимирской области (п.п.1.4,1.5,3.6,3.9 Устава ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных»).
В силу положений п.п.4.3-4.5 Устава ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» ГБУ владеет, пользуется закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, а распоряжается - с согласия собственника (Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области), при чем распоряжение недвижимым имуществом возможно только с согласия как собственника (Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области), так и учредителя (Инспекции ветеринарии и государственного надзора в области обращения с животными Владимирской области).
Из п.1 ст.689 ГК РФ следует, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования, как указано в ст.695 ГК РФ.
Договором №1-БП от 08.02.2023, заключенным между ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» (ссудодатель) и администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области (ссудополучатель) здание ветстанции (Литер А) общей площадью 343,6 кв.м. передано для использования под пункт передержки животных и приют для животных в пользу (т.6 л.д.1-8). Указанный договор был пролонгирован договором №1-БП от 09.01.2024 на срок до 31.12.2024 (т.6 л.д.55-60).
29.01.2025 ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений с письмом «О передаче в безвозмездное пользование», в котором просило дать согласие на заключение договора о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления: здание ветстанции (Литер А) общей площадью 343,6 кв.м., расположенное по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1. Здание передается без торгов на основании п.2 ч.1, п.3 ч.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Все расходы по содержанию здания будет производить администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области Здание передается в безвозмездное пользовании администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области для использования под пункт передержки животных и приют для животных на срок до 364 дня (т.9 л.д.15).
29.01.2025 администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений с письмом «О заключении договора безвозмездного пользования», в котором просила дать согласие на заключение договора о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» на праве оперативного управления: здание ветстанции (Литер А) общей площадью 343,6 кв.м., расположенное по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1. Здание передается в безвозмездное пользовании вдминистрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области для реализации переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области (т.9 л.д.160).
Инспекция ветеринарии и государственного надзора в области обращения с животными Владимирской области в письме от 29.01.2025 «О согласовании заключения договора безвозмездного пользования» сообщила Министерству имущественных и земельных отношений Владимирской области о согласии на заключение договора о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» на праве оперативного управления: здание ветстанции (Литер А) общей площадью 343,6 кв.м., расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1. Здание передается без торгов на основании п.2 ч.1, п.3 ч.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Все расходы по содержанию здания будет производить администрация МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области. Здание передается в безвозмездное пользовании администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области для использования под пункт передержки животных и приют для животных на срок 364 дня (т.9 л.д.160-оборот).
В письме Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области от 10.02.2025, адресованном ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных», Министерство указало, что согласовывает заключение ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» без проведения торгов на основании п.2 ч.1, п.3 ч.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» договора безвозмездного пользования с администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области в отношении государственного недвижимого имущества - здания ветстанции, общей площадью 343,6 кв.м., расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1, для использования под пункт передержки животных и приют для животных, сроком на 364 дня, при условии включения в типовую форму договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом следующих условий:1) выполнение администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области в срок до 01.11.2025 следующих мероприятий в отношении принимаемого в безвозмездное пользование объекта: - назначение лица, ответственного за пожарную безопасность на объекте; - определение порядка и сроков проведения противопожарного инструктажа лицам, осуществляющим деятельность в объекте; - устранение нарушений изоляции электропроводки; - установление знаков пожарной безопасности на путях эвакуации; проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций; - установление в приюте системы автоматической пожарной сигнализации (т.9 л.д.167).
14.02.2025 между ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» (ссудодатель) и администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области (ссудополучатель) заключен договор №1-БП о передаче в безвозмездное временное пользование государственного недвижимого имущества - здания ветстанции (Литер А), расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1, для использования под пункт передержки животных и приют для животных, на условиях, предусмотренных настоящим договором.
По условиям договора №1-БП от 14.02.2025 ссудополучатель обязуется поддерживать принятое в безвозмездное пользование имущество в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Исполнять и соблюдать правила пожарной безопасности, в том числе в местах общего пользования. Приобретать в принятые в безвозмездное пользование помещения средства пожаротушения, необходимые для тушения пожара. Своевременно производить за свой счет текущий ремонт принятого в безвозмездное пользование имущества. Принимать участие в капитальном ремонте, производимом ссудодателем (п.3.2.5). Назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность на объекте (п.3.2.11). Определить порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа лицами, осуществляющими деятельность в объекте (п.3.2.12). Устранить нарушения изоляции электропроводки (п.3.2.13). Установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации (п.3.2.14). Проведение огнебиозащитной обработки деревянных конструкций (п.3.2.15). Установление в приюте системы автоматической пожарной сигнализации (п.3.2.16). Ежемесячно представлять ссудодателю информацию о проведенных мероприятиях, связанных с организацией пожарной безопасности (п.3.2.17).
18.04.2025 между Инспекцией ветеринарии и государственного надзора в области обращения с животными Владимирской области и администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области заключено дополнительное соглашение №1-МБТ/2022/4 к соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области от 28.12.2022 №1-МБТ/2022. В соглашение внесены изменения: 1.1. В разделе II «Порядок, условия и финансовое обеспечение предоставления иного межбюджетного трансферта» пункт 2.1 изложить в следующей редакции: «2.1. Общий объем бюджетных ассигнований иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из областного бюджета бюджету МО г. Гусь-Хрустальный, составляет в 2022 году 16800000 руб., из них на: - проведение текущего ремонта помещения приюта (пункта временного содержания) для животных без владельцев в объеме 10981400 руб.; - содержание находящихся в помещении приюта (пункте временного содержания) животных в объеме 5818600 руб. (т.9 л.д.177-178).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, с учетом изменения нормативно-правового регулирования во Владимирской области, судебная коллегия приходит к выводу о возложении обязанности по устранению нарушений противопожарных норм на администрацию МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области, поскольку в настоящее время администрация наделена полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в соответствии с договором №1-БП от 14.02.2025 приняла на себя обязанности по поддержанию принятого в безвозмездное пользование здания ветстанции в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Следует также учесть, что в настоящее время администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области, с целью передачи из государственной собственности Владимирской области в муниципальную собственность здания ветстанции с кадастровым номером 33:25:000055:188 и земельного участка с кадастровым номером 33:25:000060:444, расположенных по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Курловская, д.1, подготавливается проект решения «Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из государственной собственности Владимирской области в собственность МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области». После утверждения Советом народных депутатов МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области данного проекта решения, будет проводится процедура передачи имущества (т.9 л.д.179-180).
Определяя перечень мероприятий для устранения выявленных нарушений противопожарных норм, судебная коллегия приходит к следующему.
В уточненном иске прокурор заявил, в том числе, требования об обязании администрацию МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки обучения пожарной безопасности лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, разместить на дверях помещений производственного, складского назначения, наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций, установить в приюте систему автоматической пожарной сигнализации (т.9 л.д.81-82).
Относительно требования о размещении на дверях помещений и наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» судебная коллегия отмечает, что само указанное требование, при его удовлетворении, исполнимо лишь при наличии такой информации в соответствующей строительно-технической документации на здание, поскольку с учетом нормы ч.22 ст.27 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», категории зданий, сооружений и помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.
Письмом ОНД и ПР по г. Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальному и Судогодскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Владимирской области №513/4-8-20 от 25.11.2024 подтверждается, что до настоящего времени в здании ветстанции не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также не определены классы зон в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (т.8 л.д.96). При этом сведения и документы, относящиеся к определению категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также классов соответствующих зон, никто из соответчиков не представил (т.8 л.д.34-38, 43-45). Прокурором в ходе настоящего гражданского дела не заявлялись конкретные требования об обязании администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области и/или иных лиц, произвести надлежащие мероприятия по определению категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также классов соответствующих зон, в соответствии с требованиями законодательства.
Из системного толкования положений ч.4 ст.1, ст.ст.13,198,210,225 ГПК РФ, а также разъяснений п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» следует, что принцип исполнимости является одним из основополагающих отправных начал построения содержательной части всякого итогового судебного акта по гражданскому делу.
Возложив в настоящем случае на кого-либо из соответчиков обязанность разместить на дверях помещений производственного, складского назначения, наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», суд создал бы ситуацию, при которой решение будет неисполнимо в связи с отсутствием имеющихся для удовлетворения данной обязанности соответствующих предпосылок (наличие определенных взрывопожарных и пожарных категорий и классов зон). Такое положение дел противоречит существу гражданско-процессуальной формы, регламентированной положениями ГПК РФ.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании кого-либо из соответчиков разместить на дверях помещений производственного, складского назначения, наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Обязанность по устранению иных нарушений противопожарных норм, а именно, назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки обучения пожарной безопасности лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций, установить в приюте систему автоматической пожарной сигнализации, с учетом установленных обстоятельств по делу, должна быть возложена на администрацию МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области.
При этом судебная коллегия учитывает, что назначение лица, ответственного за пожарную безопасность, определение порядка и сроков обучения пожарной безопасности лиц, осуществляющих деятельность в приюте для животных без владельцев, устранение нарушений изоляции электропроводки, а также установка знаков пожарной безопасности на путях эвакуации - те требования, осуществление которых не относится к капитальному ремонту здания, не требует какого-либо физического воздействия на сам конструктив здания либо внесение изменений в строительную документацию. При этом обязанность проведения указанных мероприятий именно администрацией МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области предусмотрена договором №1-БП от 14.02.2025. Обязанность по проведению обработки огнезащитным составом деревянных элементов конструкции крыши и установке в приюте системы автоматической пожарной сигнализации также возложена на администрацию МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области договором №1-БП от 14.02.2025, не оспоренным в установленном законом порядке и содержание которого в данной части не противоречит положениям ст.ст.689,695 ГК РФ.
Учитывая принцип реальной исполнимости судебного акта, а также специфику процесса бюджетного финансирования, судебная коллегия полагает разумным установить в качестве срока исполнения возложенной судом обязанности по устранению нарушений противопожарных норм один год с момента вступления судебного акта в законную силу. Необходимо также учесть, что ответственное лицо не лишено в будущем возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением об отсрочке исполнения решения в случае наличия уважительных причин этому.
Доводов о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области в части возложения на обязанности по организации осуществления ветеринарных мероприятий содержащимся в приюте животным в ветеринарном пункте, обеспеченном необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, а также необходимым оборудованием для проведения хирургических операций, апеллянтом не приводится, а судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности отказа в удовлетворении данных требований оснований не согласиться с указанными выводами не установлено. Не подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности по организации осуществления ветеринарных мероприятий в приюте для животных без владельцев и по отношению к Инспекции государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарии Владимирской области, ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных», Министерству имущественных и земельных отношений Владимирской области.
В материалы дела представлен договор №14 возмездного оказания услуг от 29.12.2023 между Благотворительным фондом «Спасти может каждый» (заказчик) и ГБУ «Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных» (исполнитель), в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать определенные настоящим договором услуги, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги (п.1.1.) Исполнитель обязуется оказать следующие услуги: вакцинация, лечебно-профилактические, хирургические мероприятия согласно прейскуранту цен учреждения (приложение 1 к договору (т.6 л.д.174-185).
Прокурор просил обязать администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области организовать осуществление ветеринарных мероприятий в ветеринарном пункте со ссылкой на п.6 постановления Департамента ветеринарии Владимирской области от 21.06.2021 №26 «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области», в соответствии с которым ветеринарный пункт должен быть обеспечен необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, используемых для осуществления ветеринарных мероприятий.
В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Владимирской области, мероприятия в отношении животных могут осуществлять как штатные работники приюта для животных, так и привлеченные в рамках соответствующих договоров. При содержании в приюте для животных более 150 животных рекомендуется организация собственной ветеринарной службы, при меньшем количестве животных в приюте для животных возможно заключение договора на ветеринарное обслуживание со сторонней ветеринарной организацией.
Положение рекомендательного характера не обязывает лицо к его безусловному соблюдению.
Судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что прокурором не конкретизировано, организация каких именно ветеринарных мероприятий, кроме уже проводимых, необходима в приюте, не указано каким количеством и какими конкретно лекарственными препаратами, расходными материалами и хирургическими инструментами необходимо обеспечить приют.
Ввиду этого прокурором в нарушение ст.ст.56,57 ГПК РФ не представлено доказательств нарушения в указанной части, поскольку ветеринарные мероприятия в приюте проводятся, что следует, например, из акта проверки прокуратуры от 19.02.2024 (т.6 л.д.163-164,169). Соответственно, заявленные исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ, на основании ч.4 ст.330 ГПК РФ, предусматривающей исчерпывающий перечень безусловных оснований для отмены обжалуемого судебного постановления суда первой инстанции, решение суда подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 27.02.2024 отменить. Принять новое решение.
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО г.Густ-Хрустальный Владимирской области (ИНН 3304003792) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения противопожарных норм путем осуществления следующих мероприятий: назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, определить порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа лицами, осуществляющими деятельность в приюте для животных без владельцев, устранить нарушения изоляции электропроводки, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, провести огнезащитную обработку деревянных конструкций, установить в приюте системы автоматической пожарной сигнализации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гусь-Хрустальному межрайонному прокурору в защиту интересов неопределенного круга лиц - отказать.
Председательствующий С.В. Рогожин
Судьи Е.В. Денисова
Е.В. Прокофьева
****
