ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 33RS0001-01-2024-002969-45 |
Дата поступления | 11.03.2025 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Судья | Никифоров Кирилл Сергеевич |
Дата рассмотрения | 22.04.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Ленинский районный суд г. Владимира |
Номер дела в первой инстанции | 2а-2577/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Фурсова Жанна Сергеевна |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 12.03.2025 | 14:05 | 13.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 22.04.2025 | 09:20 | 13 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 15.03.2025 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 22.04.2025 | 16:49 | 30.04.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 29.04.2025 | 16:49 | 30.04.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Носов Станислав Олегович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО Драйв Клик Банк | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ОСП Ленинского района г. Владимира УФССП России по Владимирской области | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Трунников Алексей Валерьевич - представитель Носова Станислава Олеговича | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | УФНС России по Владимирской области | 3329001660 | 1043301900366 |
Дело № 33а-1394/2025 (2 инстанция) Докладчик Никифоров К.С.
Дело № 2а-2577/2024 (1 инстанция) Судья Фурсова Ж.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Астровко Е.П.,
судей Семёнова А.В., Никифорова К.С.,
при секретаре Муравьевой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 апреля 2025 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Носова Станислава Олеговича Трунникова Алексея Валерьевича на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 6 декабря 2024 года, которым административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области к Носову Станиславу Олеговичу о взыскании страховых взносов, пени удовлетворён. Постановлено взыскать с Носова Станислава Олеговича, **** года рождения, зарегистрированного по месту жительства по адресу: ****, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2023 год в совокупном фиксированном размере 35 367 рублей 35 копеек и пени в размере 745 рублей 45 копеек, всего 36 112 (тридцать шесть тысяч сто двенадцать) рублей 80 копеек. Также постановлено взыскать с Носова Станислава Олеговича, **** года рождения, зарегистрированного по месту жительства по адресу: ****, государственную пошлину в размере 1 283 (одной тысячи двухсот восьмидесяти трех) рублей 38 копеек.
Заслушав доклад судьи Никифорова К.С., объяснения представителя УФНС России по Владимирской области Рожковой К.С. по доверенности, объяснения представителя Носова С.О. Трунникова А.В. по доверенности, судебная коллегия
установила:
УФНС России по Владимирской области, с учетом поданных уточнений, обратилось в суд с административным иском к Носову С.О. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени.
В обоснование требований указано, что административный ответчик Носов С.О. являлся индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского фермерского хозяйства с 18 февраля 2020 года по 8 октября 2023 года, в связи с чем несет обязанность по уплате страховых взносов за указанный период. Носов С.О. должен был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2023 год в совокупном фиксированном размере 35 367 руб. 35 коп., со сроком уплаты до 23 октября 2023 года. Указанные страховые взносы уплачены не были. В адрес административного ответчика направлялось требование об уплате задолженности № 5256 от 09 июня 2023 года, которое также не исполнено. 29 сентября 2023 года Носову С.О. было выставлено решение № 7358 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика на всю сумму отрицательного сальдо в размере 173 451 руб. 78 коп. В дальнейшем УФНС России по Владимирской области 30 октября 2023 года обратилось к мировому судье судебного участка № 3 Ленинского района г. Владимира с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности в размере 35 367 руб. и пени в размере 749 руб. 05 коп. Определением мирового судьи от 29 декабря 2023 года судебный приказ № 2а-2169/2023 от 17 ноября 2023 года отменен, в связи с поступившими возражениями административного ответчика. Ссылаясь в обоснование иска на положения ст. 48 НК РФ, УФНС России по Владимирской области просило взыскать с Носова С.О. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2023 год в совокупном фиксированном размере 35 367 руб. 35 коп., а также пени за период с 17 октября 2023 года по 30 октября 2023 года в размере 745 руб. 45 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОСП Ленинского района г. Владимира, ООО «Драйв Клик Банк».
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области извещено о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив письменные пояснения, в которых указало, что текущая задолженность по заявлению о вынесении судебного приказа № 3862 от 30 октября 2023 года составляет 36 112 руб. 80 коп., которая состоит из задолженности по страховым взносам за 2023 год в фиксированном размере 35 367 руб. 35 коп. и пени в сумме 745 руб. 45 коп. за период с 17 по 30 октября 2023 года (с 17 по 22 октября 2023 года – 265 руб. 90 коп., с 23 по 30 октября 2023 года – 479 руб. 55 коп.). Сальдо по ЕНС для начислений пени с 1 января 2023 года в сумме 80 251 руб. включает транспортный налог за 2020 и 2021 года, налог на имущество за 2019, 2020 и 2021 года, земельный налог за 2019, 2020 и 2021 года. В дальнейшем, 10 января 2023 года образовалась недоимка по страховым взносам за 2022 год, в связи с чем сальдо для начислений пени изменилось (123 462 руб.). 24 марта 2023 года от Носова С.О. поступил платеж в размере 736 руб. 75 коп., ввиду чего сальдо для начислений пени вновь изменилось (122 725 руб. 25 коп.). 23 октября 2023 года образовалась недоимка по страховым взносам за 2023 год, сальдо для начислений пени изменилось (158 092 руб. 60 коп.). Требование и решение о взыскании задолженности за счет денежных средств составлено по форме КНД 1165001, утвержденной в соответствии с Приказом ФНС России от 02.12.2022 N ЕД-7-8/1151@ (ред. от 29.01.2024) «Об утверждении форм требований об уплате, а также форм документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 № 71902). Налоговый кодекс не содержит указаний, что требование и решение о взыскании задолженности за счет денежных средств должно быть подписано представителем налогового органа.
Административный ответчик Носов О.С. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте его проведения надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Трунников А.В. выразил несогласие с административным иском, указав на отсутствие доказательств направления в адрес Носова О.С. требования об уплате задолженности по страховым взносам, на несоблюдение процедуры взыскания, также полагал, что неверно указан срок начала исчисления пени.
Заинтересованные лица – ОСП Ленинского района, ООО «Драйв Клик Банк» извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Носова С.О. Трунников А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно. Обращает внимание, что требование от 09.06.2023, решение от 29.09.2023 уже служили основаниями для взыскания задолженности по иным обязательным платежам, за более ранние периоды времени (административное дело № 2а-2536/2024). Полагает, что судом первой инстанции не учтены взаимосвязанные положения статей 45, 46, 48, 69 НК РФ, не принято во внимание, что испрашиваемая налоговым органом задолженность возникла в октябре 2023 года, то есть существенно позднее выставления налогового требования и решения. О том, что подобного рода задолженность возникнет в будущих периодах времени, налоговый орган, как указано в апелляционной жалобе, не мог знать. Обращает внимание на нарушенный порядок взыскания налоговой задолженности, в частности, на направление документации налогоплательщику по некорректному адресу. Просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Носова С.О. Трунников А.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объёме.
Представитель УФНС России по Владимирской области Рожкова К.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении административного дела в суде первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее - плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Главой 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, не имеющих доходов от предпринимательской деятельности, от уплаты страховых взносов.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
В соответствии со ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов(ст. 432 НК РФ).
В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года, 49 500 рублей за расчетный период 2024 года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 названной статьи в частности установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из положений пункта 5 статьи 430 Кодекса, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Носов С.О. являлся индивидуальным предпринимателем в период времени с 18 февраля 2020 года по 8 октября 2023 года.
В соответствии со ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Таким образом, административный ответчик должен был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2023 год в совокупном фиксированном размере 35 367 руб. 35 коп. до 23 октября 2023 года. Однако указанные страховые взносы оплачены не были.
В связи с неуплатой налогов, сборов в установленный законом срок Носову О.С. направлено требование об уплате задолженности № 5256 от 9 июня 2023 года, в котором предложено добровольно оплатить в срок до04 августа 2023 года задолженность по налогам и сборам в общей сумме и пени всего 144 283 руб. 58 коп., которая состоит из: транспортного налога в размере 87 333 руб. 58 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 18 451 руб. 72 коп., налога на имущество в размере 77 руб., 3675 руб., 1757 руб., земельного налога в размере 4 295 руб., 1589 руб., 2 346 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 34 445 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8 766 руб.; а так же штрафа в размере 500 руб. и пени в размере 23 542 руб. 77 коп., всего – 168 326 руб. 35 коп. (л.д.14-15).
Указанное требование 15 июня 2023 года направлено Носову С.О. почтовой корреспонденцией (ШПИ ****) и возвращено отправителю 19 июля 2023 года из-за истечения срока хранения (л.д.19).
В добровольном порядке вышеуказанное требование об уплате задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени и штрафу административным ответчиком не исполнено.
Решением налогового органа № 7358 от 29 сентября 2023 года с административного ответчика взыскана задолженность за счет денежных средств в размере 173 451 руб. 78 коп. (л.д.29); решение направлено Носову С.О. 10 октября 2023 года (****) и возвращено 17 ноября 2023 отправителю из-за истечения срока хранения (л.д.35).
Судом первой инстанции обоснованно указано, что процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов (сборов) и пени в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ и главой 32 КАС РФ.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ) было установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что после вынесения 29 сентября 2023 года УФНС России по Владимирской области решения № 7358 налоговый орган 30 октября 2023 года направил мировому судье судебного участка № 3 Ленинского района г. Владимира заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Носова О.С. задолженности за 2023 год в размере 36 116 руб. 40 коп., то есть в установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ срок.
17 ноября 2023 года мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского района г. Владимира выдан судебный приказ № 2а-2169/2023 о взыскании с Носова О.С. в пользу УФНС России по Владимирской области задолженности в размере 36 116 руб. 40 коп., а также государственной пошлины в размере 642 руб., который в связи с поступившими возражениями административного ответчика отменен определением от 29 декабря 2023 года (л.д.12).
Административное исковое заявление направлено в суд 18 июня 2024 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок (л.д.58).
Таким образом, УФНС России по Владимирской области соблюдены все установленные законом сроки обращения в суд.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касающиеся нарушения процедуры взыскания, невозможности использования дважды одних и тех же налогового требования, решения налогового органы в разных административных делах, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом оценки со стороны суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
При этом требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Согласно пункту 3 статьи 69 НК РФ исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 НК РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с Кодексом. Для целей Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете, указанные в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 11.3 Кодекса.
Обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком со дня учета на едином налоговом счете совокупной обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 Кодекса при наличии на эту дату положительного сальдо единого налогового счета в части, в отношении которой может быть определена принадлежность сумм денежных средств, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Кодекса (подпункт 3 пункта 7 статьи 45 Кодекса).
В случае увеличения суммы недоимки, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании, соответствующая информация доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после изменения в реестре решений о взыскании задолженности суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 46 Кодекса).
Таким образом, исходя из анализа положений ст.ст. 11.3, 46, 69 НК РФ, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что требование является действительным до формирования положительного или нулевого сальдо ЕНС, в связи с чем выставление отдельного требования на сумму обязанности, сформировавшейся после направления требования в связи с возникновением отрицательного сальдо, в том числе в части начисленных пеней, не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, приказом ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@ «Об утверждении форм требований об уплате, а также форм документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности», изданным в соответствии с пунктом 4 статьи 31, статьями 46, 47, пунктом 4.4 статьи 58, пунктом 4 статьи 60, пунктом 10 статьи 68, статьями 69, 74, 74.1, 76, 77 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (приложение № 1), установлена форма требования об уплате задолженности.
В названную форму включено указание на то, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено, что полностью соотносится с вышеприведёнными положениями Налогового кодекса РФ и опровергает доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Названные законоположения отражены и в направленном Носову С.О. налоговом требовании от 9 июня 2023 года № 5256 (л.д. 13-14), в том числе в целях информирования последнего о возложенных на него законом обязанностях.
Как следует из материалов дела, Носову С.О. было направлено требование № 5256 от 9 июня 2023 года со сроком исполнения до 4 августа 2023 года об уплате налогов, страховых взносов, пени, штрафа на общую сумму отрицательного сальдо.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2023 год Носовым С.О. в срок до 23 октября 2023 года не уплачены, в связи с чем образовалась недоимка в размере 35 367 руб. 35 коп. за 2023 год, поэтому отрицательное сальдо изменилось. При этом, как изложено выше, обязанность налогового органа направить новое требование в связи с увеличением отрицательного сальдо отсутствует в связи с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ доказательств погашения недоимки по страховым взносам за 2023 год административный ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении требований налогового органа о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2023 год в совокупном фиксированном размере 35 367 руб. 35 коп.
Суд первой инстанции справедливо отметил, что в постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П и определении от 4 июля 2002 года № 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Учитывая, что налоговым органом своевременно приняты меры принудительного взыскания с Носова С.О. налогов, суд первой инстанции обоснованно указал, что на суммы недоимки подлежат начислению пени за последующие периоды до фактического погашения задолженности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции проверен представленный УФНС по Владимирской области расчёт пеней, исходя из которого, пени начислены за период с 17 октября 2023 года по 22 октября 2023 года в размере 265 руб. 90 коп. на отрицательное сальдо ЕНС по транспортному налогу за 2020 год, налогу на имущество за 2019 и 2020 года, земельному налогу за 2019 и 2021 года, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2022 год; за период с 23 по 30 октября 2023 года в размере 479 руб. 55 коп. на отрицательное сальдо по отрицательному ЕНС по указанным налогам и страховым взносам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2023 год.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу, что расчет пени произведён верно.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что доказательств уплаты задолженности административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о взыскании с Носова С.О. пени в размере 745 рублей 45 копеек за период с 17 по 30 октября 2023 года.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости использования одних и тех же налоговых требований, решений налогового органа для взыскания различных видов налогов, пени, а равно за различные периоды времени, в рамках нескольких административных дел, судебной коллегией отклоняются.
По судебному запросу на обозрение суда апелляционной инстанции представлено административное дело № 2а-2536/2024, рассмотрение Ленинским районным судом г. Владимира 6 декабря 2024 года. В материалах названного дела, действительно, имеется копия того же налогового требования от 9 июня 2023 года № 5256 (л.д. 46-47), что и в настоящем административном деле (л.д. 13-14).
Вместе с тем, исходя из вышеприведённого нормативно-правового регулирования, законодательный запрет на использование одного и того же налогового требования в различных административных делах не установлен; напротив, сформированное налоговое требование, при наличии у налогоплательщика отрицательного сальдо по ЕНС, служит основанием для взыскания изменившихся сумм задолженностей без формирования дополнительного (уточнённого) налогового требования; двойного взыскания одних и тех же сумм задолженностей в рамках настоящего административного дела и административного дела № 2а-2536/2024 не допущено ввиду того, что предметами данных административных дел выступают самостоятельные суммы налоговых задолженностей за различные периоды времени.
Доводы о некорректном адресе направления налоговой корреспонденции Носову С.О. не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку, по данным, представленным МВД России, должник Носов С.О. с 4 апреля 2000 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: ****.
Названный адрес использовался налоговым органом при совершении всех юридически значимых действий, направленных на взыскание возникшей у Носова С.О. налоговой задолженности, что полностью подтверждается материалами дела. Имеющаяся в материалах дела выписка из ЕГРН (л.д. 74), с указанием адреса объекта недвижимости (здания), как: ****, правового значения для правильного разрешения спора не имеет, поскольку адрес регистрации по месту жительства содержится в официальных базах данных, ведение которых отнесено к компетенции МВД России.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что административные исковые требования УФНС России по Владимирской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1283 рубля 38 копеек, на что обоснованно указано в решении суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, в целом, направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, исследованных доказательств, не содержат сведений, свидетельствующих о наличии оснований для отмены или изменения судебного акта.
Частью 1 статьи 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 6 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Носова Станислава Олеговича Трунникова Алексея Валерьевича – без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.П. Астровко
Судьи А.В. Семёнов
К.С. Никифоров
