ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 33OS0000-01-2024-000475-39 |
Дата поступления | 24.12.2024 |
Категория дела | Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ) → об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Кирюшина Ольга Александровна |
Дата рассмотрения | 22.04.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 24.12.2024 | 14:14 | 25.12.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 24.12.2024 | 15:06 | 25.12.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 25.12.2024 | 12:04 | Административное исковое заявление принято к производству | 25.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 25.12.2024 | 12:05 | 25.12.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 25.12.2024 | 12:05 | 25.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 03.02.2025 | 09:30 | 6 | Производство по делу приостановлено | назначение судом экспертизы | 25.12.2024 | |||
Производство по делу возобновлено | 10.04.2025 | 08:56 | 10.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 21.04.2025 | 14:30 | 6 | Объявлен перерыв | 10.04.2025 | ||||
Судебное заседание | 22.04.2025 | 15:30 | 8 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 22.04.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 23.04.2025 | 12:34 | 28.04.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 23.04.2025 | 12:34 | 28.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация Александровского района Владимирской области | 3311004500 | 330101001 | 1033303207024 | |||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация МО пгт. Балакирево, Александровского района | 3311015196 | 33101001 | 1053303325382 | |||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Афонина Наталья Ивановна | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ГБУ ЦГКО Владимирской области | 3328020010 | 332801001 | 1183328002725 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области | 3329013633 | 332901001 | 1023303357472 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Сорокин Виктор Иванович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление Росреества по Владимирской области | 3327818840 | 332701001 | 1043301818669 | |||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Филиал ППК Роскадастра по Владимирской области | 7708410783 | 332843001 | 1227700700633 |
Дело № 3а-75/2025 (№ 3а-293/2024)
УИД №33OS0000-01-2024-000475-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Владимир 22 апреля 2025 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.,
при секретаре Мусатовой А.В.,
с участием представителей административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области по доверенности Кутьменевой А.А.,
заинтересованного лица ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» по доверенности Грековой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сорокина Виктора Ивановича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Сорокин В.И. обратился во Владимирский областной суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование требований указано, что Сорокин В.И. является собственником нежилого здания (магазин «Юго-Западный») с кадастровым номером ****, общей площадью **** кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: ****, с кадастровой стоимостью 34 335 940,69 рублей, утвержденной по состоянию на 1 января 2023 года приказом Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области от 11 октября 2023 года №101-н.
Согласно отчету об оценке **** №**** от 13 декабря 2024 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** составляет 12 071 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2023 года.
Ссылаясь в качестве правового обоснования на статью 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилого здания (магазина) с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости 12 071 000,00 рублей по состоянию на 1 января 2023 года.
Административный истец Сорокин В.И. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель по доверенности Афонина Н.И. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее и административного истца.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области по доверенности Кутьменева А.А. возражала против удовлетворения административного иска и установления рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером **** в размере, определенном экспертом, ссылаясь на некорректно проведенный экспертом подбор объектов-аналогов, повлекший в последующем искажение итоговой рыночной стоимости спорного объекта оценки. Также пояснила, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости данного нежилого здания в размере рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, возражала против назначения по делу повторной экспертизы, вызове эксперта в судебное заседание.
Представитель заинтересованного лица ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» по доверенности Грекова Е.С. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать по аналогичным основаниям, возражала против назначения по делу повторной экспертизы.
Заинтересованные лица Публично - правовая компания «РОСКАДАСТР» в лице Филиала по Владимирской области, администрация поселка Балакирево Александровского района Владимирской области, администрация МО Александровский муниципальный район Владимирской области ходатайствовали о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей, указав, что не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной, не ставят под сомнение правильность заключения эксперта, его форму и содержание, а также размер определенной рыночной стоимости.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, возражений не представил.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Изучив представленные документы, заслушав объяснения представителей административного ответчика, заинтересованного лица, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 1).
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (часть 2).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Судом установлено и подтверждается письменными доказательствами, что Сорокин В.И. с 11 января 2012 года по настоящее время является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ****, назначение - нежилое, наименование – ****, общей площадью **** кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: ****.
Указанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 8 октября 2012 года как учтенный объект.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **** утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области от 11 октября 2023 года №101-н «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории Владимирской области» в размере 34 335 940,69 рублей по состоянию на 1 января 2023 года.
Сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 ноября 2023 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 1 января 2024 года.
Поскольку от размера кадастровой стоимости за вышеуказанный объект недвижимости зависит размер налога на имущество, уплачиваемого Сорокиным В.И., суд приходит к выводу о том, что у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствие с его рыночной стоимостью.
2 ноября 2024 года, а также 20 декабря 2024 года Сорокин В.И. полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2023 года не соответствует его рыночной стоимости, ведёт к уплате налога на имущество в завышенном размере, обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Владимирской области, созданную при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.
Решениями названной Комиссии от 21 ноября 2024 года №24/22-Р и №2/1-Р от 16 января 2025 года в удовлетворении заявлений отказано, поскольку представленные отчеты об оценке содержали нарушения, оказывающие влияние на итоговую рыночную стоимость, не соответствовали требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, составлены с нарушением Федеральных стандартов оценки и не могут являться надлежащим доказательством указанной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ****.
24 декабря 2024 года Сорокин В.И. обратился в суд с настоящим административным иском. В подтверждение доводов о превышении кадастровой стоимости вышеназванного здания над его рыночной стоимостью административным истцом представлен отчет об оценке, подготовленный **** №**** от 13 декабря 2024 года, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2023 года составляет 12 071 000,00 рублей.
Административным ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений Владимирской области, заинтересованным лицом ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» представлены письменные возражения, в которых указано, что отчет об оценке **** №**** от 13 декабря 2024 года выполнен с нарушениями требований статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 10, подпункта «б» статьи 22 ФСО № 7, а именно оценщик не в полном объеме произвел исследование рынка в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости, что привело к некорректному подбору объектов-аналогов (стр.26-28, раздел 10.3 Отчета). В результате произведенных расчетов оценщик получил итоговую удельную рыночную стоимость объекта оценки 16 281,36 руб./кв.м. (стр.72 Отчета). При этом согласно данным Отчета об итогах государственной кадастровой оценки от 23 августа 2023 года №08/2023 стоимость предложения объектов функциональной группы 4 «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая объекты многофункционального назначения» в муниципальном районе Александровский составила 38 346 руб./кв.м. при среднем значении 24 932,73 руб./кв.м., а стоимость зарегистрированных сделок с объектами данной группы в муниципальном районе Александровский составила 53 278,69 руб./кв.м..
Аналогичная позиция высказана Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области, ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» в судебном заседании, пояснившими, что допущенные нарушения влияют на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки и их устранение невозможно без изменения рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Каких-либо дополнительных доказательств, подтверждающих соответствие отчета **** №**** от 13 декабря 2024 года требованиям законодательства об оценочной деятельности административным истцом не представлено.
В связи с чем судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2023 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Согласно заключению оценочной экспертизы, подготовленного экспертом **** №**** от 4 апреля 2024 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2023 года составляет 13 580 027,00 рублей.
По результатам проверки отчета об оценке **** №**** от 13 декабря 2024 года экспертом сделан вывод о наличии нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, а также иные нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе неверно определены факторы, влияющие на стоимость недвижимого имущества с кадастровым номером ****, а информация, использованная оценщиком, не достоверна, не достаточна, не проверяемая. Допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, а именно в нарушение пункта 1.3 ФСО III, пункта 7 ФСО VI при расчете стоимости объекта оценки сравнительным (страница 41 Отчета) и доходным (страницы 41-42 Отчета) подходами, оценщиком была необоснованно снижена стоимость объекта оценки на 20% (величина НДС) (стр. 48,67 Отчета), поскольку какая-либо информация о том, что в цене объекта-аналога содержится налог на добавленную стоимость, отсутствует.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание наличие существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и оспариваемой кадастровой стоимостью, представленный административным истцом отчет вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности.
В связи с чем судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2023 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Согласно заключению оценщика-эксперта **** №**** от 4 апреля 2025 года рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2023 года составляет 13 580 027, 00 рублей.
Относительно соответствия отчета об оценке оценщика **** №**** от 13 декабря 2024 года требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключение эксперта указано, что при проведении исследования экспертом выявлены нарушения в сравнительном и доходном подходах в части снижения стоимости на величину НДС. Оценщик снизил стоимость объекта оценки на 20% (величина НДС) без подтверждения, что в цене объекта-аналога содержится НДС, что является нарушением пункта 1.3 ФСО III, пункта 7 ФСО VI. Нарушений к форме отчета и описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки не установлено.
Проанализировав и оценив вышеуказанные доказательства в совокупности, руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, суд не принимает в качестве доказательств по данному делу представленный административным истцом отчет **** №**** от 13 декабря 2024 года.
Проанализировав и оценив заключение эксперта **** №**** от 4 апреля 2025 года в совокупности с другими доказательствами суд приходит к следующему.
Данное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями, а также правом на проведение подобного рода исследований, а именно ****, обладающей правом на проведение подобного рода исследований, с 2016 года являющейся членом Союза «Финансово-экономических судебных экспертов», с 29 декабря 2007 года членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциации российских магистров оценки», имеющей соответствующее образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № **** от 19 июня 2024 года, стаж работы в оценочной деятельности с 2005 года, стаж работы судебного эксперта с 2013 года, неоднократно проходившей повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, в том числе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Финансово-экономическая судебная экспертиза», предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта №**** от 4 апреля 2025 года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федеральных стандартов оценки, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта (магазина) не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки. Экспертом применены сравнительный и доходный подходы с последующим согласованием полученных результатов. Экспертное заключение содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования. Поиск информации производился в сети Интернет на сайтах объявлений, скриншоты которых отражены в заключении, что свидетельствует о возможности проверки данных сведений. В качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов сравнения, экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения с обоснованием поправок и расчета их значений.
Также экспертное заключение содержит выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В судебном заседании 22 апреля 2025 года на возражения административного ответчика и заинтересованного лица судом были изучены письменные пояснения эксперта ****, проводившей указанную выше судебную экспертизу, которая настаивала на правильности и обоснованности данного ей экспертного заключения, дала подробные и мотивированные ответы, не противоречащие выводам, содержащимся в экспертном заключении №**** от 4 апреля 2025 года.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49, 77, 79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, иными участниками процесса в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, само заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости объекта недвижимости формы и содержания экспертного заключения не поступало, в том числе и от административного ответчика и заинтересованных лиц, от назначения по делу повторной экспертизы отказались, доказательств иной рыночной стоимости объекта оценки не представлено.
Суд полагает ошибочными возражения ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области», Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области о некорректном подборе экспертом объектов-аналогов, приведшего, по их мнению, к искажению рыночной стоимости, по следующим основаниям.
На страницах 13-20 заключения эксперта представлены материалы исследования объекта оценки, определены основные ценообразующие факторы, влияющие на формирование стоимости. Объект оценки относится к сегменту рынка доходной торговой недвижимости (стр.27-29 заключения эксперта). Экспертом проведено полное исследование рынка в данном сегменте, приведен подробный анализ всех необходимых факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов оценки, что свидетельствует о соблюдении экспертом требований пункта 10, пункта 11 в), пункта 22 б) ФСО №7 (стр.34-39 заключения эксперта). Заключение содержит ссылки на источники информации и копии материалов и распечаток, используемые экспертом, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. Все объекты аналоги, как используемые в расчете, так и объекты оцениваемого сегмента, подтверждены кадастровыми номерами участков, раскрываемыми на публичной карте РосРеестра, что дает возможность объективности, всесторонности и полноты исследований, проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В заключении эксперта в рамках сравнительного и доходного подходов качестве аналогов были использованы объекты, расположенные в Александровском районе и близлежащих районах Владимирской области, что соответствует местоположению объекта оценки.
Цены предложений продажи аналогов, использованные в расчетах экспертом, составляют от 18 805 руб./кв.м. до 36 367 руб./кв.м., а диапазон арендных ставок от 5 400 до 10 286 руб./кв.м., что находится в сопоставимом диапазоне, что и при определении кадастровой стоимости.
При этом указанный в возражениях диапазон цен предложений объектов-аналогов составляет 4 485 руб./кв.м. – 7 280 руб./кв.м.. Кроме того цены предложений аналогов использованные административным ответчиком в расчете без учета корректировок, несмотря на их не сопоставимость с объектом оценки.
Разница в цене за 1 кв.м., о которой заявляют ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области», Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области, и цене, полученной экспертом, обусловлена обоснованными применением экспертом доходного и сравнительного подходов, применением корректировок на различие в рамках сравнительного подхода.
Ссылки ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области», Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области, об иной средней величине стоимости объектов рассматриваемой 4 функциональной группы на территории Владимирской области в Отчете об итогах государственной оценки №08/2023 от 23 августа 2023 года также являются ошибочными, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренными федеральными стандартами оценки стоимости. Таким образом, рыночная стоимость, определяемая экспертом в заключении и кадастровая стоимость, определенная в Отчете об итогах государственной кадастровой оценки, являются разными экономическими категориями со своими понятиями, методами и методиками расчета.
При этом письменные возражения ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области», а также Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области носят общий характер, не конкретизированы и не были уточнены в судебном заседании их представителями. Вывод о некорректной итоговой рыночной стоимости объекта оценки, определенной экспертом, сделаны ими без применения корректирующих коэффициентов на различия в ценообразующих факторах объекта оценки, в связи с чем являются необоснованными.
С учетом вышеизложенного у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку экспертное заключение №**** от 4 апреля 2025 года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение эксперта **** №**** от 4 апреля 2025 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ****, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки 1 января 2023 года.
В связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
При этом позицию представителей административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области и заинтересованного лица ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области», не оспаривавших права административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2023 года, о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по имеющимся доказательствам, суд находит ошибочной, не основанной на нормах права, поскольку несогласие лишь с размером рыночной стоимости объекта оценки не является основанием для отказа в удовлетворении требовании о пересмотре кадастровой стоимости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ****, назначение – нежилое, наименование – ****, количество этажей 1, в том числе подземных 0, общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, в размере 13 580 027 рублей по состоянию на 1 января 2023 года.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Аналогичные положения содержатся в пункте 26 Приказа Росреестра от 7 декабря 2023 года №П-0514 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости».
Исходя из этого в решении суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ отражается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что датой подачи заявления Сорокина Виктора Ивановича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости следует считать 2 ноября 2024 года, то есть дату его первого обращения в комиссию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Сорокина Виктора Ивановича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2023 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ****, назначение – нежилое, наименование – ****, количество этажей 1, в том числе подземных 0, общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, в размере 13 580 027 рублей (тринадцать миллионов пятьсот восемьдесят тысяч двадцать семь) рублей 00 копеек.
Считать датой подачи административного иска Сорокина Виктора Ивановича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости – 2 ноября 2024 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.А. Кирюшина
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2025 года.
